Фрагменты материала, Радио Свобода, ссылка
Сам материал посвящен работе Штази ГДэРовскому аналогу советского КГБ, и интересен тем что в нем с учетом немецкой специфики описаны методы работы этой секретной организации направленный на создание проблем гражданам своей страны.
В той или иной мере со всем этим приходилось сталкиваться, в особенности за последние несколько лет.
"...в 1970-е гг. Штази существенно изменило методы своей работы. ГДР в это время стремилась к международному признанию, как суверенное государство. Поэтому хотя бы в минимальных размерах приходилось соблюдать видимость наличия прав человека. Т.е. нарушения этих прав не должны были в ту пору быть столь откровенными и демонстративными, как раньше. Именно это и обусловило в тот период буквально всплеск численного роста сотрудников Штази, поскольку возникла проблема превентивности – как можно более раннего обнаружения и пресечения преступлений.
И еще: именно в эти времена методы работы Штази становятся гораздо тоньше и коварнее, чем раньше. Именно в эту пору возникает и начинает применяться такой метод оперативной психологии как Zersetzung (разложение - термин, заимствованный из химии). Главной целью оперативных мероприятий по разложению было разрушение и уничтожение человека как личности. Для этого организовывались профессиональный неуспех, разрушение личных и дружеских связей, распространение порочащих человека слухов (к примеру, Штази распространяло слухи, что тот или иной человек является тайным сотрудником госбезопасности) и тому подобное.
Позвольте тут рассказать историю, которая, на мой взгляд, является довольно показательной. Была такая группа «Женщины за мир». Входившая в нее мать-одиночка, у которой было двое детей, оказалась объектом операции по личностному разложению. Штази периодически стали нелегально прокрадываться в ее квартиру и менять аккуратно разложенные в ванной полотенца местами. Что, по-вашему, должна была делать бедная женщина? Кому это можно было рассказать: Штази проникают тайно в мою квартиру и меняют местами полотенца? Это же сумасшествие! – Результат: она вышла из этой оппозиционной группы и уже после объединения Германии, в 1990-90 гг. покончила с собой. И вот таких случаев и разнообразных методов, как сводили с ума – множество."
Владимир Тольц: Итак, Zersetzung – разложение (химики иногда переводят это как «коррозия»). Насколько это гедеэровское ноу-хау? Применялось ли что-либо подобное в деятельности спецслужб других стран, в частности КГБ СССР? Сколь эффективны вообще были оперативные методики Штази для других этнокультурных сообществ, отличающихся от населения ГДР?
На последний вопрос я услышал шутливый ответ уже в ходе берлинского семинара. Печальная история сошедшей с ума женщины, которой Штази меняли местами полотенца в ванной, у российских участников помимо прочего вызвала горделивые усмешки: «Нашу женщину этим не проймешь! Она просто не заметит такой чепухи. У наших и других поводов сойти с ума более, чем достаточно…». Наверное, в этих рассуждениях есть свой резон. И вообще, как известно, «у советских собственная гордость».
К описанному выше следует рассказать случай из жизни, так практически при каждом посещении квартиры, а на сегодняшний день, в соответствии с новым УПК, милиция официально получила право тайно проводить обыски с изъятием, что безусловно противоречит одному из пунктов Конституции гарантирующей неприкосновенность жилища, так вот по мимо разного рода рукописных материалов с фото, почему-то исчезали и чайные ложки.
Одна из сложившихся версий, было то, что при выходе из квартиры в случае своего задержания, ложка должна была послужить уликой, подтверждающей что это мол не милицейский человек, а самый обыкновенный квартирный вор, принявший по ошибке простую ложку за серебряную...
На самом деле это мог быть как раз один из отечественных методов Zersetzung.
Ведь никто на самом деле не поверит, что "домушник" (вор специализирующийся на кражах из квартир) залез в квартиру только ради одной ложки и заявивший об этом в слух, сразу же будет объявлен психом.
"А что до КГБ, его методы сведЕния поднадзорных с ума были иными.
Но от этого не менее действенными. Собственно, сводить человека с ума по-настоящему и не требовалось. Инакомыслящих - это не только политические диссиденты, но и любые другие советские граждане, так или иначе высказавшие крамолу и несогласие с генеральными на тот или иной момент идеологическими установками правящей партии, - а именно эта группа населения была объектом Zersetzung по-советски, - достаточно было пропустить через психиатрическую экспертизу, которая под надзором КГБ поставит весьма распространенный в известный период диагноз – «вялотекущая шизофрения» и определить на стационарное лечение (часто в спецпсихбольницу). Вот вам и «разложение личности".
Стоит отметить что в современном классификаторе болезней (МКБ-10) такой диагноз как "вяло текущая шизофрения" отсутствует, т.е. такая болезнь появилась благодаря стараниям КГБшной медицины, искавших причину упрятать неугодного им человека в психушку.
"А в ряде случаев и репутации. Хотя надо признать, что в 1970-80 гг. общество в СССР начинает относиться к такого рода «диагнозам» и «лечению», сдабриваемому болезненными инъекциями галоперидола, довольно скептично. Надо отметить, что определенный скептицизм по поводу этой методики высказывался и в Штази. Мой старый товарищ, посвятивший себя изучению «советской карательной психиатрии» и борьбе с ней голландский профессор Роберт ван Ворен рассказывал мне об одном из документов в архиве Штази – документе, зафиксировавшем беседу Эриха Мильке с главой 5 Управления КГБ СССР Филиппом Бобковым. Мильке сообщил «старшему товарищу» (вообще-то по возрасту министр Штази был старше советского коллеги, но дело ведь тут не в возрасте), что наблюдая эмигрировавших на Запад советских диссидентов, которые ранее были признаны в СССР психбольными, он пришел к выводу, что никакие они не сумасшедшие, а просто злобные антисоветчики, и их нужно было не в психбольницы сажать, а в тюрьму!...
Что ж, у всех свои любимые игры.
У спецслужб, у всех, наверное, КГБ и Штази тут не уникальны, они часто жестоки, аморальны и нелегальны. Достаточно вспомнить частично рассекреченные и описанные теперь американскими исследователями планы ЦРУ начала 1960-х по физическому (жесткий вариант) или моральному (мягкий) уничтожению Фиделя Кастро. Один из них, поразительно напоминающий операцию КГБ по уничтожению (неудавшемуся!) перебежавшего на Запад агента Хохлова, предусматривал обработку ботинок Фиделя, которые тот имел обыкновение, останавливаясь за рубежом в отелях, выставлять на ночь за дверь, чтобы на них навели глянец, солями таллия. Эти соли обладают помимо прочего мощным депиляторным эффектом. Еще один вариант: обработать тем же препаратом сигары, которые подставят Кастро во время выступления на популярном американском ток-шоу Дэвида Сасскинда. Цель: под действием отравы Кастро должен лишиться бороды, и тем самым «разрушился бы его фирменный образ «мачо», столь импонировавший его последователям и поклонникам». Ну, чем не Zersetzung по-американски! Но не срослось! Хотя препарат был уже готов и испытан на животных. (Говорят, козлы теряли бороды…)
Так чем же все-таки кроме специфики частных методик отличается гедеэровский Zersetzung от способов морального, психологического и личностного разложения врага, придуманных за рубежом? Да и в той же Германии времен Веймарской республики, в которой военные стратеги рейхсвера уже обдумывали нечто подобное... Так в чем же тут неповторимые особенности Штази?
Во-первых, по-немецки основательной и всесторонней научно-методической проработке проблемы. В одной только Высшей юридической школе Штази по «оперативной психологии» и разложению были написаны и защищены десятки диссертаций, создано подробное методическое пособие по оперативному разложению, оснащенное многочисленными «примерами из практики». А сколько еще учебных фильмов снято!... Расписаны, кажется, все мыслимые тогда способы компрометации – от подстраиваемых агентурой адюльтеров до обвинений в педофилии, гомосексуализме и связях с органами безопасности (это они особо охотно обыгрывали!). Выстроены схемы создания психограмм и их использования для выявления личностных особенностей, склонностей и «слабых мест» объекта оперативного разложения. Разработаны всевозможные методики разрушения производственных и научных карьер «объектов операций», а также их семейных, дружеских и межличностных связей, создания анонимок и использования для этого «вспомогательных средств» - перлюстрации, подслушивания телефонных разговоров, порчи частной собственности, отравления пищи, неправильного лечения – всего не перечесть… Но стоит, пожалуй, особо выделить использование рентгеновского облучения для разрушения здоровья «объектов операции» и использования в операциях радиоактивной маркировки, также причиняющей ущерб здоровью «врага».
Одним из самых простых, доступных и по всей видимости, наиболее эффективных индикаторов является лук, посаженный в стакан с водой и расположенный у окна.
Его уникальность заключается в том что, после облучения квартиры он прекращает свой рост.
Дополнение от 13 марта 2013 года.
Что касается "разрушения производственных карьер", на практике это выглядит следующим образом, как пример, любое начатое вами дело доходит но 85% (приблизительно) готовности, после чего у вас начинаются большие проблемы, возникают не преодолимые препятствия. И что бы вы не предпринимали, какие усилия не прикладывали к их разрешению, ничего не меняется. Такое впечатление что весь Мир сговорился против вас.
Это и есть результат работы органов, направленный против вас.
Дополнение от 26 июля 2013 года.
Только, только пришлось столкнутся с описанным выше явлением, когда на за раннее оплаченную и напечатанную в местном издательстве книгу не наклеивается ее обложка. Фактически происходит то, что в период гражданской войны называли саботажем.
Издательство просто, без объяснения какой либо причины отказывается выполнять свои обязательства, тянет время, надеясь на непонятно что..
Все усилия заставить собрать книгу не приносят своего результата, так как натыкаются на незримое препятствие имя которому органы.
«Враг» - это еще одно отличие метода Zersetzung от схожих операций других стран, это прежде всего собственные сограждане, а не какие-то там заграничные агенты и засланные шпионы.
И третье, может быть, самое важное – массовость операций разложения. Количество их «объектов» и жертв и по сей день устанавливается и уточняется. Сейчас уже ясно, что речь идет о пятизначных цифрах. Напомню, население ГДР, к концу ее существования составляло 16 миллионов 700 тыс. человек…"
Не последнюю роль в этом играет седьмое управление МВД со своими службами, кое что об этом можно прочитать здесь, ссылка.