Фрагмент программы Радио Свобода, с названием: "ОГПУ и НКВД СССР:повседневная жизнь расстрельного механизма". Ее ведущий Михаил Соколов, дата публикации 30.07.2012.
В этом материале описана судьба агентуры, используемой органами в своей "игре", интересно то, что все это действует и в настоящее время, так после выполнения поставленного перед ними задания агенты неожиданно для всех умирают. По срокам: это происходит приблизительно через 6 месяцев, которые чекистами очевидно тратятся на "подчистку всех хвостов", а так же при необходимости и на поиск преемника черезмерно информированного агента...И так фрагмент программы:
"Мы продолжаем наш цикл передач, посвященный 75-летию Большого террора в СССР. Сегодня в нашей московской студии наш гость из Новосибирска Алексей Тепляков, кандидат исторических наук, автор монографии "Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 году".
Я замечу, что по охвату и по приодизации эта книга выходит за рамки своего названия, фактически показывает весь механизм работы "советского гестапо".Михаил Соколов: Как я понимаю, одной из отличительных черт ЧК и потом ОГПУ была гигантская сеть агентуры. Как вы оцениваете ее роль? Это все-таки информирование о реально происходящем или выполнение того, что вы называете, чекисты называли социальным заказом, дача показаний, чтобы оформить тех или иных врагов народа под какую-то категорию, уничтожение, ссылка, лагерь и так далее?
Алексей Тепляков: Вся чекистская работа базировалась на использовании агентуры. И здесь, конечно, было сочетание. С одной стороны чекисты были самым информированным народом и давали эту информацию в высшие государственные структуры, хотя, конечно, тенденциозно, по-своему. Но что касается собственно чекистского дела, то практически все дела фабриковались с помощью агентов, особенно групповые. И спецификой было то, что сами чекисты называли периодическим избавлением от отработанной агентуры. Тот агент, который засветился или был очень эффективен в смысле помощи в создании организации, то есть был ее руководителем, обычно в крупной организации была целая группа агентов, бывало, что десятки агентов.
Михаил Соколов: В организации имеется в виду фальшивой?
Алексей Тепляков: Да, разумеется. Все они были активистами, оговаривали, кого нужно и затем их зачастую тоже расстреливали именно в качестве руководителей, и таким образом надежно прятали концы в воду. Хотя, если читать это дело даже без какой-то юридической подготовки, оно настолько грубо слеплено, что легко видно, кто в чем участвовал и каким образом дело сфабриковано."
Собственно говоря теперь понятна паника, возникшая в среде так называемых разведчиков,т.е. людей милиции, после того как передатчик, за которым они уже много лет следили в нашем доме, при этом принимая индустриальные помехи за его радиосигнал, так и не был обнаружен.
Они почуствовали свою перспективу!
Не зря же ими было сказано буквально следующее :
"Если мы не найдем антенну, нам будет очень плохо"...